10 февраля 2014 г.

Тургенев предвосхищает Ницше

Повесть Тургенева "Первая любовь".

Про что она? Про какую первую любовь?

Как про какую? Про первую, юношескую любовь героя-рассказчика!

Ну это-то понятно. А еще про какую?

Про первую любовь его отца!

Характер отца четко выражен им же самим.

...Размышляя впоследствии о характере моего отца, я пришел к такому заключению, что ему было не до меня и не до семейной жизни; он любил другое и насладился этим другим вполне. "Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать -- в этом вся штука жизни", -- сказал он мне однажды. В другой раз я в качестве молодого демократа пустился в его присутствии рассуждать о свободе (он в тот день был, как я это называл, "добрый"; тогда с ним можно было говорить о чем угодно).

   -- Свобода, -- повторил он, -- а знаешь ли ты, что может человеку дать свободу!

   -- Что?

   -- Воля, собственная воля, и власть она даст, которая лучше свободы. Умей хотеть -- и будешь свободным, и командовать будешь. (VIII)*

...

...перепрыгнули через несколько заборов (сперва я боялся прыгать, но отец презирал робких людей, -- и я перестал бояться)...(XXI)

Это вполне сформировавшаяся ницшеанская воля к власти.

Отец жил, увлекался кем-то, добивался; наконец женился. Он влюблялся, но никогда не любил, считая любовь унизительным проявлением слабости.

Его отношение к жене понятно из такой сцены.

...Помнится, в тот же день за обедом матушка осведомилась у дворецкого о том, кто были наши новые соседи, и, услыхав фамилию княгини Засекиной, сперва промолвила не без некоторого уважения: "А! княгиня... -- а потом прибавила: -- Должно быть, бедная какая-нибудь".   

-- На трех извозчиках приечали-с, -- заметил, почтительно подавая блюдо, дворецкий, -- своего экипажа не имеют-с, и мебель самая пустая.   

-- Да, -- возразила матушка, -- а все-таки лучше.

Отец холодно взглянул на нее: она умолкла. (I)

И вот он увлекается княжной Зиной; увлечение переходит в чувство...

Обстоятельства заставляют их  расстаться. Он думает, что это просто сделать (как делал много раз), но с ужасом обнаруживает что... не в состоянии этого сделать.

В бешенстве на женщину, девчонку (разумеется, низшее создание) он бьет по ее удерживающей руке, чтобы хоть так разрубить эту неведомую ему дотоле слабость.

Но ведь это же... знаменитое ницшевское!

Идёшь к женщинам? Захвати плетку! /"Так говорил Заратустра"/

В ответ княжна... благоговейно целует рубец от его плети!

Отец швырнул в сторону хлыст и, торопливо взбежав на ступеньки крылечка, ворвался в дом... Зинаида обернулась -- и, протянув руки, закинув голову, тоже отошла от окна. (XXI)

Потом отец возвращается к герою.

..."Эх, хлыста нету", -- пробормотал он.   

Я вспомнил недавний свист и удар этого самого хлыста и содрогнулся.   

-- Куда ж ты дел его? -- спросил я отца погодя немного.   

Отец не отвечал мне и поскакал вперед. Я нагнал его. Мне непременно хотелось видеть его лицо.   

-- Ты соскучился без меня? -- проговорил он сквозь зубы.   

-- Немножко. Где же ты уронил свой хлыст? -- спросил я его опять. Отец быстро глянул на меня.   

-- Я его не уронил, -- промолвил он, -- я его бросил.   

Он задумался и опустил голову. И тут-то я в первый и едва ли не в последний раз увидел, сколько нежности и сожаления могли выразить его строгие черты. (XXI)

"Идёшь к женщине? Забудь про плетки", говорит Туренев.

Ну и закономерный финал. Сломленный познанием любви, этого дерева добра и зла, некогда гордый человек теперь готов унижаться перед той, на  которую всю жизнь смотрел с презрением и сверху вниз.

Он ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец! (XXI)

Когда я понял, что "П.л." - это однозначный ответ Тургенева Ницше на его "плетку", то, конечно, решил проверить по датам.

Увы, чуда не произошло. Повесть Тургенева - ранняя (1860); Ницше своего "Заратустру" только начал писать уже в год смерти Тургенева (1883). Так что знаменитое творение философа не могло быть побуждением для русского писателя. Ответ был дан раньше вопроса.

Но каков Тургенев!

__________________________

* Римскими цифрами обозначены №№ главок повести.

Комментариев нет:

Отправить комментарий