И он решил, что действительно лучше всего иметь дело с родной Советской властью. Эти попы темнят чего-то...
Шукшин. Мастер
"Коленчатые валы" Шукшина типологически соотносятся с... "Метелью" Пушкина.
Оба про испытание. Герой Пушкина Бурмин ради правды заведомо отрезает себе дорогу к счастью. И в конце, когда он это испытание выдерживает, оказывается, что этот его путь самоотвержения чудесным образом и был единственной дорогой к нему.
А еще лучше - со "Скупым рыцарем", где доведенный до отчаяния Альбер, тем не менее, не задумываясь, впадает в ярость при одном лишь намеке Жида на устранение его ненавистного отца. Тем самым как бы закрывая для себя путь к богатству. А на самом деле - открывая, поскольку не прошедшего проверку помешавшегося на золоте отца ("Он отравить меня хотел"!) быстро заберут к себе черти, оставив его богатства наследнику сыну.
...Механик Сеня Громов, оказывается в положении, когда добыча коленчатых валов становится для него вопросом жизни и смерти. Получив отказ и у соседского скряги-директора, и в райкоме, он встречает некоего скользкого типа, завязанного на торговлю. Тот дает понять, что валы для него не проблема. Однако в разговоре пропускает, что он "в коммунизм не верит". И уже окрыленный успехом Сеня, внезапно, без рассуждения накидывается на него и со скандалом прогоняет прочь. Оставаясь без перспективы добыть вожделенные валы.
Рассказ кончается тем, что в исступлении герой опять идет к скряге, желая любой ценой достать детали. Однако тот без особых споров ему их дает. И Сеня догадывается, что так поступить тому посоветовал первый секретарь райкома.