А когда происходит действие в “Мертвых душах”?
Ясно, что после Отечественной войны (см. Повесть о капитане Копейкине). Но не слишком после.
Во-первых “Людмила” Жуковского (1808) “была тогда непростывшею новостию” (гл.8).
Во-вторых, в гл.10 высказано было чиновниками мнение
не есть ли Чичиков переодетый Наполеон… выпустили его с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе не Чичиков.
Этому чиновники, конечно, не поверили, но
призадумались и, рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень сдает на портрет Наполеона.
При этом никто (включая автора) не сказал, что Наполеон (+ 1821) уже умер. Т.е. дело происходит в 10-х гг. XIX века, точнее во второй половине десятилетия (действие повести о Копейкине происходит еще в то время, когда государь еще не вернулся из поверженного Парижа).
В этом отношении интересны 2 упоминания о жандармах в гл.1. Чичиков, минуя подъезд, возле которого стояли “два жандарма”, приходит на вечеринку к губернатору, где присутствует жандармский полковник.
Особый корпус жандармов был учрежден, как известно, в 1827 г. До этого в России были два малочисленных жандармских образования.
В 1815 году Борисоглебский драгунский полк был переименован в жандармский и распределён по армии для наблюдения за порядком.
В 1817 году учреждены были «Жандармы внутренней стражи», образовавшие в столицах жандармские дивизионы.
Могли ли гоголевские жандармы из поэмы быть жандармами внутренней стражи? Или это анахронизм николаевских времен, ляп писателя?
Комментариев нет:
Отправить комментарий