20 июля 2022 г.

деспотия/свобода

 «Различие исторических путей образования государства привело в ходе длительной эволюции к существенным различиям национальных систем управления в России и Западной Европе. В феодальной Европе принцип делегирования полномочий распространяется по феодальной лестнице «сверху вниз». Каждый вышестоящий уровень передает управленческие функции нижестоящему уровню. Государство в лице короля делегирует землю и соответствующие полномочия герцогам, герцоги — маркизам, маркизы — графам, графы — виконтам, виконты — «рядовым» шевалье. «Верхние этажи» управленческой пирамиды децентрализуют управление. Но низовой уровень, тот самый шевалье, который живёт рядом с деревней, осуществляет все функции руководства непосредственно. Он организует жизнь первичных ячеек тогдашнего общества и контролирует основные параметры производственных и социальных процессов. Он участвует в управленческом процессе ежедневно и ежечасно, когда не бывает в походе; а если он в походе, то этим занимается его доверенное лицо, аналог бурмистра.
На верхних этажах феодальной лестницы — децентрализация, на нижних — централизация.

Система, выросшая из русского полюдья, даёт прямо противоположный результат. На верхних этажах — полная централизация. «В.Б.Кобриным и А.Л.Юргановым доказано, что в ХV-ХV1 веках система вассалитета в русском обществе начинает вытесняться министериалитетом, то есть подданством. Это характеризуется тем, что представители всех слоёв населения по отношению к верховной власти находятся в одинаково подчинённом положении. Отсюда появление с 1516 г. в русских документах, казалось бы, абсурдной формулы — бояре, представители высшей аристократии, называли себя «холопами государевыми». Поэтому «даже японский самурай ближе к европейскому рыцарю, чем русский помещик».

Но зато непосредственное руководство ежедневной жизнью общества, взаимодействием с каждым отдельным племенем или деревней князь не осуществляет вообще. Он появляется раз или два раза в год с целью сбора дани. Сбор дани является главной целью и основной функцией его деятельности. Текущее, ежедневное управление князь оставляет на долю тех, кто и раньше, до создания государства, этим занимался - родовым и племенным структурам, впоследствии - общине или артели».

А. Прохоров «Русская система управления»

 Комментарий Толкователя:

Т.е. в западном обществе некий аналог «деспотии» коренится внизу – в местном самоуправлении и даже соседских отношениях. Это мы видим даже по таким бытовым примерам, как доносы людей на какие-то бытовые эксцессы – например, неухоженный газон у соседа, лай его собаки, неправильно припаркованную машину и т.п.
В России же, наоборот, «деспотия» сосредоточена на вершине управленческой пирамиды, и чем ниже её этажи – тем больше вольницы. Именно низовая вольница и народный анархо-капитализм дают продых российскому обществу. А соседский надзор и доносительство вызывают глубокое отторжение у глубинных россиян.

Комментариев нет:

Отправить комментарий