...Цикл Модельского означает подъём и упадок одной мировой державы. Державами, которые прошли отбор на роль глобального лидера, были Португалия, Голландская республика, Британия и США, а челленджерами соответственно – Испания, Франция, Германия, СССР. Челленджеры - это лидеры проигравшей в последующей борьбе за мировое лидерство коалиции.
В отличие от других экономических историков, Модельский не считает первым мировым лидером Венецианскую республику XIV-XV веков. По его критериям, мировой лидер обязательно должен обладать самым мощным на своё время океанским (трансконтинентальным) военным флотом и контролировать морские торговые потоки. Этому критерию не отвечала Венеция (её средиземноморский флот не был сильнейшим в ряду генуэзского и османского). Зато Португалия с 1430 по 1516 год – отвечала, начав в первой трети XV века покорение Африки.
Ещё один обязательный, по Модельскому, критерий мирового лидера – умение создавать коалиции.
Он приводит характерный пример - европейские и глобальные перегруппировки после 1873 года. Эта фаза началась с образования Бисмарком в 1879 году Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии, в ответ на который в период между 1890 и 1907 годами Францией, Россией и Британией (мировым гегемоном того времени) был образован союз, называвшийся Антанта. В то же время после 1900 года, во время Испано-Американской войны, появились, хотя пока и неформальные, англо-американские «особые отношения». Эти связи были основаны на внимании к набирающей силу Германии и к грядущим переменам в глобальном лидерстве.
Затем во Второй мировой была создана коалиция США, Англии и СССР.
Как мы видим, в обоих случаях мировые гегемоны брали в союзники Россию-СССР.
В начале 1990-х Модельский предположил, что новый мировой лидер, который сменит нынешнего гегемона США, тоже возьмёт Россию в коалицию как младшего партнёра (таскать за него каштаны из огня).
Что касается глобальной экономики, в каждом периоде послевоенного регулирования новый гегемон становится и лидером свободной (хотя и не полностью) торговли. Деятельность его больших корпораций и банков также является принципиально важной; примером тому – Голландская Ост-Индская компания после 1609 гола, Английская Ост-Индская компания после 1714-го, Ротшильдские банки после 1845-го и американские транснациональные корпорации после 1945 года.
Здесь мы видим ещё одно обязательное условие для мирового гегемона – иметь мощные транснациональные компании (у США это сейчас Гугл, Майкрософт, Эппл, Тесла и т.п.; сюда же можно включить и доллар, как глобальную валюту)
Длинные циклы выдвигают мирового лидера, но одновременно и создают феномен «челленджера». Структурный процесс мировой политики включает в себя не только взлёт и падение мировых держав, но также и оппозицию, напряжённость и конфликты, которые сопровождают взлёт и падение «челленджеров». Это обстоятельство имеет тенденцию достигать кульминации во время глобальных войн.
Во всех случаях мировой гегемон ранее побеждал «челленджера». Сейчас для США «челленджер» - Китай. Судя по предыдущему опыту, Америка должна его победить, как ранее сходили с дистанции претендовавшие на статус гегемона Испания, Франция, Германия и СССР.
Напомню, что циклы Модельского – от 90 до 122 лет. Если принять то, что мировым лидером США стали в 1945 году, то они станут постепенно клониться к упадку с конца 2030-х.
В начале 1990-х это могло показаться абсурдным, но тогда Модельский ставил на нового гегемона… Индию. Он объяснял это просто: в отличие от Китая, Индия – открытая страна, как к переменам, так и к заимствованию чужого опыта и учёбе; англичане заложили в ней относительно демократическую политику и основы своей судебной системы, её элиты знают английский язык. И Индия – миролюбивая, в отличие от Китая, страна. А новый гегемон приходит на смену старому не в результате войны с ним.
Хм... А как у Индии с флотом?
Комментариев нет:
Отправить комментарий